С древнейших времен излюбленным, а зачастую и единственным строительным материалом на обширной территории Руси являлось дерево — наиболее доступный и легкий в обработке материал . Поначалу пол в жилищах представлял собой расколотые по длине бревна, уложенные плоской стороной вверх прямо на землю. Но уже в Киевской Руси изготовлялись полы из широких деревянных досок, уложенных вдоль помещения на поперечные балки. Причем для особо значимых общественных или княжеских зданий деревянный настил укладывался в несколько слоев. При этом длина досок могла достигать 2 — 2.5 метров, а толщина превышала 20 – 30 мм. Подобные дощатые полы изготавливались преимущественно из мягких хвойных пород.В XVI веке в России распространилась технология настила пола из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который и по сию пору носит название «в елочку». Клепки, как правило, крепили основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Надежным покрытием пола считалась также плотная укладка деревянных брусков в форме кирпичей, швы между которыми заполнялись смесью извести и смолы.Основным способом обработки поверхности деревянных полов в древности была пропитка топленым салом, щелоком или органическими красящими составами, а способом ухода – мытье и скобление с применением раствора щелочи и песка.

И вплоть до конца XVI века единственным видом декорирования пола в Росии оставалось устройство фриза вдоль стен по периметру помещения, которое использовалось не столько для украшения, сколько для маскировки стыков и креплений досок.

Традиция художественного оформления пола в Европе восходит к классическим интерьерным решениям микено-критской и древне-греческой культур, которые украшали интерьеры мозаичными полами из камня и смальты.В средние века строители отдавали предпочтение полам из древесины, так как дерево лучше сохраняет тепло, легче, более упруго, да и лесные ресурсы в то время кажутся неисчерпаемыми.А начиная с XVI века вряд ли можно найти в Европе дворец, в котором хотя бы одна зала или один кабинет не были бы украшены щитовым мозаичным паркетом. Паркет начинает восприниматься как одна из важных составляющих единого художественного пространства, при его создании учитываются общие стилистические тенденции искусства и архитектуры. Полы выкладывают разноцветными многоугольниками и звездами из дерева, на некоторых изображаются жанровые сценки, фантастические звери и птицы, геральдическая символика и вензеля владельцев. Пальму первенства в негласном соревновании в роскоши и красоте убранства монарших резиденций и дворцов выиграла Франция — Версаль и Лувр, Сан-Суси и Фонтенбло… Каждый из ансамблей может похвастаться уникальными мозаичными паркетами, недаром даже само слово «паркет» произошло от французского «parquet».

В России эпоху художественного паркета открыл Петр I , познакомившийся с технологиями и особенностями паркетного дела во время своего европейского путешествия. Задумывая строительство Петергофа, Петр I собственноручно копировал из альбомов голландских архитекторов рисунки художественного паркета. Для изготовления паркетов в новых дворцах император перевез в Петербург мастеров художественной резьбы Оружейной палаты. И с началом масштабного строительства дворцов Санкт-Петербурга идеи и технологии укладки паркета стали быстро развиваться и совершенствоваться.

В начале XVIII века в России доминировал стиль раннего барокко и мода на геометрические рисунки паркета — кубы, ромбы, квадраты, кресты,многолучевые звезды, составляющие основное поле пространства пола, что определялось помимо художественных предпочтений простотой изготовления — требовались только прямые резы планок. Бордюры, розетки, плафоны в паркете того времени практически не встречались.

Поначалу русские мастера использовали местные породы древесины — дуб, ясень, бук, грушу, березe, орех, ольху, лиственницу, клен, можжевельник, вишню, но впоследствии этот список значительно расширился.

Художественные паркеты изготавливали отдельными щитами, которые укладывали на решетку из сухих прочных брусьев. Эта исторически сложившаяся технология послужила основой современным способам изготовления и укладки модульных паркетов. Почти весь XVIII век в русской архитектуре, живописи, скульптуре, дизайне интерьера господствовал стиль рококо . Характерными особенностями стиля стали многообразие выразительных форм, буйство красок, сложные сюжетные линии. В отделке стен преобладали многочисленные панно, в том числе деревянные резные, украшенные позолотой; картины с разнообразными сюжетами, пейзажи, натюрморты. Вычурность и пышность отделки дополнялась богато декорированными элементами мебели, напольными вазами, гардинами, каминами.

В оформлении паркетов лаконичность геометрических фигур сменилась сложными переплетениями орнаментов и узоров, включением в паркетные рисунки изображений птиц, животных, различных предметов, стилизованных мотивов. Композиция паркета для одной залы или комнаты представляла собой уникальный ковер из дерева, композиционно связанный с росписью потолков, сюжетами оформления стен и мебели, рисунками резьбы или инкрустации на дверных и стеновых панелях, мебели.

В паркетных орнаментах часто прослеживалась тема функционального назначения помещения или стилизация национальных мотивов.

Паркеты набирались из большого количества разнообразных по форме, цвету, текстуре деревянных деталей, часто криволинейных. В Россию привозили множество экзотических цветных пород древесины: черное эбеновое дерево, фиолетовое — палисандр, розовое — амарант, желтое и красное — сандаловое дерево, атласное — карагач, а также оливу, чинару, кипарис, тую, самшит, шелковицу и другие.Использование этих непохожиих, разнообразных по рисунку и текстуре материалов ( свыше 50 пород) позволяло создавать самые прихотливые и сложные узоры.

В некоторых паркетах использовались инкрустации слоновой костью, жемчужными раковинами, перламутром. С приходом в интерьерное искусство классицизма (конец XVIII — начало XIX в.) внутреннее убранство залов, гостиных, приемных и будуаров пополнилось колоннами, пилястрами, нишами в стенах, богатым стенным и дверным декором. Рисунки орнаментов, используемых в оформлении пола, наоборот, стали более простыми, даже аскетичными, с преобладанием орнаментальных мотивов по древнегреческим образцам. От многоцветных композиций из нескольких десятков пород мастера перешли к комбинациям двух-пяти цветов.

С другой стороны, широко применялись центральные розетки и плафоны, пристенные, промежуточные и многорядные бордюры, что создавало новые визуальные эффекты и различные варианты зонирования пространства помещений.

Стиль ампир (начало XIX в.) привнес в интерьеры элементы орнамента, связанного с триумфальными почестями победителей в битвах, однако в паркете этот стиль не получил выраженного отражения.

До середины ХIХ века процесс производства и укладки паркетных полов предполагал исключительно ручные технологии. С развитием технологий машинной обработки древесины началась эра массового промышленного производства паркета . И если в конце XIX века в России насчитывалось чуть более десятка фабрик, выпускающих паркет, то по данным справочного издания «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи» в 1914 году паркет изготовляло уже 85 предприятий.

Фабрики производили простые паркетные планки из различных пород древесины. В интерьерах жилых и общественных зданий начали преобладать однотонные полы различных видов укладки, причем наиболее широкое распространение получили укладки, не требующие дополнительных распилов планки – «палуба» и «елочка».

Тем не менее, художественные паркеты остались по-прежнему ярким способом выражения основной идеи интерьерной композиции. Классицизм и ампир постепенно сменились ретроспективизмом, эклетикой и подражанием различным образцам , что нашло свое отражение в оформлении паркета стилизованными готическими, русскими орнаментами в соединении с греческими образцами. Наступление эпохи модерна характеризовалось смещением центров симметрии паркетных композиций (или даже созданием ассиметричных рисунков), широкому использованию абстрактных орнаментальных рисунков, многообразием форм и цветов. Однако паркетные композиции новых стилей получили заметно меньшее распространение, чем классические варианты.

В эпоху революционных преобразований, гражданской и Великой Отечественной войн традиции художественного паркета были забыты. Возрождение художественного паркета началось в послевоенное время с реставрационных работ, прежде всего с необходимости восстановления старинных дворцов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Специалистам пришлось заново открывать технологические особенности резки, сушки, укладки, лакировки древесины.

Из новых паркетных композиций к значительным можно отнести паркетные полы в гостинице Россия и в высотном здании Московской Мэрии.

С конца XX века изысканное искусство создания художественных паркетов в России переживает второе рождение. Причем современные паркетчики-профессионалы не только продолжают великие традиции старых мастеров и создают классические художественные паркеты по старинным образцам , но и развивают новые технологии особо точной обработки древесины, реализуют самые невероятные идеи по воплощению модных стилистических направлений, разрабатывают современные методы укладки паркетных полов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *